Немного философии

Там шиповник в цвету…
или
Моя педагогическая философия

Весь мой век в пути!
Словно вскапываю маленькое поле,
Взад вперед брожу…


Философия – любовь к мудрости. Да, учитель должен быть мудрым, но всегда ли является таковым. И что значит быть мудрым? Никогда не совершать ошибок? Изрекать истину? Или двигаться все время вперед, боясь на миг остановиться?
Я долго размышляла о том, как сформулировать основные принципы своей педагогической философии. Своей… имею ли я право утверждать собственность таких принципов? Неужели за столько веков существования мира никто и никогда не переживал радостей и сомнений в общении с ребенком, не заглядывал в глазки-солнышки, не корил себя за детские обиды?
Нередко бывает так. Работаешь, собираешь опыт по крупицам, мучаешься бессонницей, вынашивая идею, и вдруг узнаешь, что где-то когда-то на определенном витке цивилизации подобное уже имело место. Дежа-вю?! Возможно.
Педагогическая идея – некая энергетика, что питает человечество вот уже много веков. Я нахожу созвучие своим мыслям не только в трудах Каменского или Сухомлинского, но и в стихах, притчах, заповедях, что были сложены задолго до моего рождения.
Наша жизнь – росинка.
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь и все же…

И все же попытаюсь рассказать о своих взглядах на педагогику. А зеркалом моих мыслей станут поэтические формулы японского хокку, в которых веками оттачивалась любовь к красоте и мудрости.
Зачем ты приходишь в школу, учитель? Учить ученика и учиться у него самому. Школа – уникальное место, где все и всё друг с другом говорят: люди, времена, события, культуры находятся в постоянном диалоге. Я так хочу общения с ТЕМ, кто позже меня начал постигать этот мир, но уже так много интересного в нем открыл. Пройдет лишь какое-то мгновенье, сравнимое разве со взмахом крыльев, и что станет с его открытием? Он может позабыть все. Или ощутит вкус познания навсегда.
О, проснись, проснись!
Стань товарищем моим,
Спящий мотылек!

Вы никогда не задумывались, кто впервые сравнил человеческую жизнь с цветком? Садовник, поэт, философ? Мать, качающая на руках дитя – бутон будущих деяний? Возможно, это был учитель, так тонко подметивший красоту и гармонию познания жизни. Цветок раскрывает свои лепестки навстречу солнцу и дарит миру красоту и благоухание. Человек в течение всей жизни раскрывает самого себя, чем приносит в мир добро и разум.
Цветок… И еще цветок…
Так распускается слива,
Так прибывает тепло.

Цветы… Дети… Не устаю удивляться тому, какие все они разные. Нет ни одного, в точности повторяющего другого. Но ведь именно в этой «разности», в этой непохожести и есть уникальность детского сообщества. Как часто мы, взрослые, похожи друг на друга. Как неповторимы Анечки, Александры, Сережи! Я хочу помочь им сохранить эту неповторимость!
О, сколько их на полях!
Но каждый цветет по-своему –
В этом высший подвиг цветка!

Учение редко похоже на триумфальное шествие. Это, скорее путь проб и ошибок, путь поэтапного постижения многовекового опыта человечества. Каждый шаг вперед – труден. Но каждый шаг вперед успешен. Если ты вовремя заметил даже самую незначительную победу своего ученика, ты помог ему поверить в себя. А это начало большого пути к успеху. 
Сначала покинул траву…
Потом деревья покинул…
Жаворонка полет.

В нашем мире так много красоты: уникальной, неповторимой, зачастую совсем незаметной и хрупкой. Красота линии, чувства, мысли, слова… как научиться узнавать ее? Узнавание прекрасного ведет к желанию познать и сохранить его. Учитель невольно становится камертоном трепетного отношения к жизни во всех ее категориях. 
За ночь вьюнок обвился
Вокруг бадьи моего колодца…
У соседа воды возьму.

Я часто думаю: какая огромная ноша на плечах учителя!
Ведь учитель – не профессия. И даже не образ жизни. Это особая миссия. Осознание этой миссии ведет к требовательному отношению самого к себе. Каждое слово учителя, каждый урок, все его поведение духовны, они воспитывают, потому что невозможно обучать, не воспитывая.
В ладоши звонко хлопнул я,
А там, где эхо прозвучало

Бледнеет летняя луна.
Восхождение к мастерству учителя – тоже ученичество. Но более трудное, более ответственное. Если ты способен искренне удивляться каждому ребенку, готов к ежедневным открытиям, можешь заново пройти уже изведанной тропой, минуя прежние ошибки, путь к учителю тебе открыт. Не избежать на этом пути усталости и горечи неудач, и все же, как сладок жребий твой, учитель… Ибо ты разговариваешь с будущим.
Я поднялся на холм,
Полон грусти, - и что же?
Там шиповник в цвету.


Скидан Наталья Анатольевна,
учитель русского языка и литературы,
участник Областного конкурса «Учитель года – 2006»